Обеспечение образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию необходимых условий для получения качественного общего и дополнительного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации представляют документы нескольких уровней:

  • Международные (документы ООН, подписанные СССР или Россией).
  • Федеральные (Конституция, законы, указы, постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы, распоряжения, письма Министерства образования и науки Российской Федерации и др.).
  • Региональные (постановления и распоряжения Правительства Белгородской области, приказы, письма Департамента образования Белгородской области).
  • Муниципальные (постановления и распоряжения администрации города Белгорода, приказы управления образования, целевые программы г. Белгорода).

Данные документы  разных уровней будут полезны родителям и  специалистам образовательных учреждений, осуществляющих обучение и развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Приказ ДОБО от 18.08.2016-№2678 об утверждении Положения о правах на ДО с приложениями

Памятка для семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, по вопросам получения услуг дошкольного образования

Положение об организации доступности объекта и предоставляемых услуг с сопровождением инвалидов на объекте 

«Дорожная карта » по обеспечению необходимых условий в МБДОУ дс№13 для воспитанников с ОВЗ и детей — инвалидов  в МБДОУ д/с №13

ПМПк в ДОУ

Целями деятельности ПМПк  является коллективная разработка и планирование комплексной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей:

а)    с нарушением речевого развития,

б) с нарушением  психофизиологического развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи ПМПк:

своевременное   выявление   и   комплексное   обследование   детей,   имеющих отклонения в адаптации, развитии и поведении;

  •  профилактика   физических,   интеллектуальных   и   эмоционально-личностных перегрузок воспитанников;
  • выявление резервных возможностей развития детей; определение  характера,  продолжительности  и  эффективности  специальной (коррекционной)  помощи  исходя  из  имеющихся  в  данном  образовательном учреждении возможностей;
  •  разработка  программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей;
  •  консультирование     в     ходе     разрешения     сложных     или     конфликтных педагогических ситуаций;
  •  подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния;
  •  организация     взаимодействия     педагогов     и     специалистов     учреждения, участвующих в деятельности ПМПк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка.

Контингент детей, представленных на ПМПк:

  •  дети с психофизиологическими особенностями в развитии;
  •  дети с  психосоматическими нарушениями в развитии;
  • дети с речевыми нарушениями.

Обязанности специалистов консилиума

  1. Председатель:
  • разработка и хранение документации ПМПк;
  • составление плана работы на учебный год;
  •  информирование руководителя о необходимости заключения договоров и заявлений с родителями, предоставление необходимых материалов;
  • подготовка и организация плановых и внеплановых заседаний консилиума;
  •  информирование родителей о заключении ПМПк, обсуждение рекомендаций консилиума.

Секретарь:

  •  подготовка бланков договоров, заявлений, карт для заполнения специалистами, родителями;
  • за две недели, информирование специалистов консилиума о предстоящем заседании;
  • ведение документации консилиума (журналы, протоколы, карты сопровождения, заключения ПМПк).
  1. Педагог-психолог:

 проведение необходимой диагностики;

подготовка материалов к консилиуму (представление);

 предоставление на консилиуме необходимой информации ведущему специалисту;

участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе.

Учитель-логопед:

  • участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе.
  •  предоставление на консилиуме необходимой информации ведущему специалисту;
  • подготовка материалов к консилиуму (представление);
  •  изучение состояния речевого развития ребенка;
  • Воспитатель:
  • проведение необходимой диагностики;
  • подготовка материалов к консилиуму (педагогическая характеристика);
  • участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе;
  •   индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком, а также координация работы других специалистов;
  • не позднее, чем за 3 дня до проведения ПМПк сбор информации от специалистов о динамике развития ребенка за период, прошедший с момента последнего консилиума.
  1. Медицинский работник:
  •  подготовка материалов к консилиуму (выписка из мед.карты (история развития ребенка);
  •  обсуждение физического состояния ребенка на момент консилиума.

Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом реальной возрастной психофизиологической нагрузки на воспитанника.

Регламент работы ПМПк

Деятельность ПМПк осуществляется по разработанному плану, составленному на учебный год.

Плановые ПМПк проводятся не реже 1 раз в квартал: в кризисные периоды развития детей, на этапах их перехода с одной ступени образования на другую. Деятельность планового консилиума ориентировано на решение следующих задач:

  •  определение путей психолого – медико – педагогического сопровождения детей;
  •  выработка согласованных решений по созданию оптимальных условий для развития и обучения детей;
  •  динамическая оценка состояния ребенка, группы и коррекция ранее намеченной программы.

Деятельность ПМПк включает в себя три этапа:

  • 1 этап – подготовительный (сентябрь)

В сентябре на плановом подготовительном заседании ПМПк оформляются  бланки первичных документов.

 На консилиум направляются  дети, имеющие сложные нарушения в речевом и психофизиологическом развитии. С родителями (законными представителями) заключается договор на психолого – медико – педагогическое обследование и сопровождение ребенка и заполняется заявление на согласие. Руководитель ДОУ информирует родителей воспитанника об условиях его обследования и сопровождения. В случае несогласия договор не заключается, оформляется отказ.

На консилиуме выступают все специалисты по каждому из воспитанников, обозначив индивидуальные трудности детей и предложив свои рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно – развивающей работы.

После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ПМПк, которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка (без указанного диагноза) с общими рекомендациями.

Затем разрабатывается индивидуальная программа развития для каждого ребенка в соответствии с возможностями ДОУ. Индивидуальная программа развития  предполагает совместное определение содержания коррекционно – развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, основных ее целей и направлений.

Также оформляются:

  •  Журнал записи детей на ПМПк, в который вносятся Ф.И.О., дата рождения детей, направленных на консилиум, повод обращения и инициатор;
  •  Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк , который заполняется на каждом заседании;
  • Журнал сведений о динамике развития воспитанников, который заполняется ведущим специалистом не позднее, чем за три дня до повторного заседания  ПМПк.

Протокол ПМПк оформляется секретарем консилиума не позднее, чем через 3 дня после его проведения и подписывается председателем и всеми членами ПМПк. Председатель и члены ПМПк несут персональную ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, полученной в процессе работы консилиума.

При отсутствии в ДОУ оптимальных условий, адекватных индивидуальным особенностям воспитанника или же при необходимости более углубленной диагностики, специалисты консилиума ДОУ рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в городскую психолого – медико – педагогическую комиссию (ПМПК).

Коллегиальное заключение консилиума доводится до сведения родителей (законных представителей) на индивидуальных консультациях в доступной для понимания форме. Только после этого осуществляется коррекционно – развивающая работа с детьми.

  • 2 этап – промежуточный (ноябрь, февраль)

На втором плановом заседании обсуждаются представленные специалистами результаты обследования детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии.

В феврале проводится третье плановое заседание, на котором специалисты анализируют динамику состояния ребенка на основании результатов промежуточного обследования. Все данные фиксируются в журнале сведений о динамике развития воспитанников. Для детей с низким показателем изменяются и дополняются рекомендации программы индивидуального развития.

  • 3 этап – итоговый (апрель-май)

В апреле – мае ПМПк анализирует результаты коррекционно – развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении. Изменение типа образовательного учреждения осуществляется при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей). В случае перевода ребенка в другую образовательную систему оформляется выписка из карты развития, которая выдается родителям (законным представителям) по запросу из образовательного учреждения, в котором будет обучаться (воспитываться) ребенок.

В течение года проводятся внеплановые заседания ПМПк  по запросам специалистов, организующих коррекционно – развивающее обучение с детьми, а  также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка.

ВАЖНО!

  • При направлении ребенка на ПМПК  коллегиальное заключение консилиума образовательного учреждения выдается родителям (законным представителям) на руки.
  •  В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по  запросу.

Деятельность ПМПк контролируется руководителем ДОУ.

Договор с ТПМПК ОУ

Договор с ТПМПК ДОУ

Информационный  справочник  для родителей  детей-инвалидов

Паспорт доступности ОСИ

Акт обследования к паспорту доступности ОСИ

Анкета к паспорту доступности ОСИ

Единая государственная информационная система социального обеспечения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *